Суббота, 15 08 2020
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

На круглом столе в Минске обсудили творчество Оруэлла

  • Вторник, 17 декабря 2019 17:30

В конце осени Беларусь посетил известный российский писатель, журналист, литературовед Вячеслав Недошивин. С его участием прошли встречи со студентами, преподавателями в Гродненском государственном университете, в Минске (на факультете журналистики БГУ). А также круглый стол на тему «Художественная литература как путь друг к другу», где в кругу известных белорусских литературоведов, писателей, поэтов и преподавателей обсудили творчество Джорджа Оруэлла в контексте развития современного общества. Корреспондент «СЕ» присутствовала на заседании круглого стола и записала наиболее интересные высказывания его участников. 

Кто разорвет круг?

Вячеслав Недошивин: В 1969 году я впервые прочел в самиздате роман Оруэлла «1984». Помню, что среди моих коллег в газете это произведение жарко обсуждалось, но обсуждалось как — дверь на ключ, в телефонный диск карандаш и говорили полушепотом. И я потом выходил из кабинета под очень сильным впечатлением. Одни лозунги чего стоят: «Война — это мир!», «Свобода — это рабство!»... Роман «1984» — пример высококлассной английской прозы. И «Скотный двор» сделан классически. Оруэлл писал, что однажды он наблюдал, как мальчик с тоненьким прутиком гнал лошадь-тяжеловоза. И тогда ему пришла мысль, что если бы животные взяли власть, то мы были бы беспомощными рядом с ними. И вот так это произведение родилось. Это высочайшая литература.

Георгий Марчук, драматург, писатель, сценарист: Роман «1984» — катастрофа духовного сознания и непонимания друг друга. Но прошло время, и природа человека остается той же: и божественен человек, и низок, и падок.

Оруэлл — тотальный оптимист или все-таки пессимист? Он верит в то, что человек может еще духовно держаться на земле, или он разочарован в нем?

Вячеслав Недошивин: Я увидел у автора, когда писал диссертацию, что вся надежда у него на простых людей. Там в романе есть сцена перед арестом, когда герой смотрит в окно и видит женщину, которая развешивает белье и при этом поет. Это притом, что она живет в страшном тоталитарном государстве, где все под запретом. И Оруэлл пишет: мы, конечно, все погибнем, но есть надежда, что простые люди когда-нибудь осознают свою независимость...

В 1984-м был огромный бум, как сейчас сказали бы, хайп относительно того, что написал Оруэлл. Тогда же в одном из журналов западный аналитик подсчитал, что в романе «1984» присутствует 137 предсказаний. И он пишет, что 100 из них уже сбылось. Сбылись мелочи, различные технические вещи — обоюдный разговор через телевизор, слежка. Например, когда появился Сноуден со своими разоблачениями, то на Западе продажи романа «1984» в год выросли на 6000 %. Я не могу этого даже представить.

Британская Guardіan в 2013 году провела опрос, прав ли был Джордж Оруэлл в своих предсказаниях. Результат удивил исследователей: 89 % опрошенных сказали «да». Причем, что важно, никто не ответил, что все ужасы будущего, описанные автором, сбылись в России (а именно на это намекали в свое время). Читатели говорили о своей стране, о Западе в целом. Оруэлл по мельчайшим тенденциям вокруг себя увидел и вычленил серьезные вещи, которые проявляются явно в наши дни. Среди них, к примеру, свертывание и уничтожение демократии, тайные договоренности правительств, власть могущественных корпораций, поиск и навязывание нации внешних врагов, искажение реальности и исчезновение истин, тотальный контроль над СМИ, переписывание истории, уничтожение культуры (замена ее масскультом), сужение образования, препарирование языка общения, генная инженерия и др.

Я в своей книге говорю и о том, что автор обозначил три заколдованных круга развития человечества. Первый, как он пишет, — то, что сами массы никогда не восстанут. Нужен вожак. Но как только находится вожак, он перерождается в тех самых «свиней» (аналогия с произведением «Скотный двор». — Авт.), приобретающих черты всем ненавистных правителей, которых они свергли с помощью масс. Второй круг — проблема первичности — сначала сделать совершенным человека, и тогда будет совершенное общество, или в первую очередь заняться совершенствованием общества, и тогда родятся совершенные люди? И третий заколдованный круг — это война и мир. Потому что, к примеру, американские ВВС с девизом «Мир — это наша профессия» летят и бомбят Югославию. Война нескончаема. А что касается людей, то 80 % живут, как правило, не задумываясь над вопросами, как жить, зачем жить.

Александр Данилов, член-корреспондент Национальной академии наук, заведующий кафедрой социологии: Оценка Оруэлла и его работ у каждого поколения своя. К роману «1984» всегда возвращались и находили свои смыслы, которые позволяли как-то оценивать ситуацию, общество, в котором они живут. Беда заключается в том, что эти оценки, когда в стране спокойнее, забываются. Только конфликтная ситуация возникает — снова вспоминают и эту фамилию, и это произведение. Другое дело, найдется ли когда-нибудь такой мыслитель, который бы вышел из трех названных вами кругов и осмыслил бы новое общество. Произведение вышло в 1949-м, то есть время проходит, а мы из этих кругов не выходим.

Кто вернет свободу?

Вячеслав Недошивин: Я настроен очень пессимистично, и не только потому, что исследую творчество Оруэлла. Недавно прочел наблюдение преподавателя сценарного факультета ВГИКа, который на первой встрече с группой молодых сценаристов задал вопрос: кто знает актера Олега Даля? Ни одной руки. А знает кто-то поэта Шпаликова? Ни одной руки. А во ВГИКе перед входом давно уже установлено три фигуры: Шпаликов, Шукшин и Тарковский. Никто из первокурсников их не знает. И это сценаристы. Это поколение без багажа, знания для него ничего не значат.

Александр Данилов: Самая большая беда заключается, на мой взгляд, не просто в том, что происходит духовное оскудение. Мы учителя убрали с пьедестала. Даже писатель сегодня уже не властелин дум. Убрали все духовное и сказали: это очень сложно и неизвестно куда может привести человека — вывести его на площадь или еще что. Мы не сказали: давайте обогатим людей до такой степени, что они осознают свое предназначение. Тогда было бы совсем другое понимание ситуации. Но мир, в том числе система образования, выбрал технологии.

Вячеслав Недошивин: Я часто вспоминаю слова протоиерея Александра Шмемана. Он сказал про современную западную демократию так: «Первородный грех демократии — это ее органическая связь с капиталом, гарантируемая ею (демократией) формальная свобода нужна капитализму и им же извращается изнутри и предается, ибо капитализм превращает ее (свободу) в свободу наживы. И как реакция на это — отречение от свободы. Порочный круг западного мира — демократия безнравственная»... Дальше он пишет, что и правые и левые идеи как бы основаны на презрении к простому человеку. И до ужаса нет третьей идеи...

Записала Алена Дряпко

Фото взято с сайта www.format-a3.ru

Источник: Звязда

Название в газете: Поговорим об Оруэлле...

Прочитано 1995 раз