Четверг, 01 10 2020
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Жизнь и деятельность Георгия (Юрги) Франциска Луки Скорины Полоцкого: штрихи и краски к портрету.

Выдающийся восточнославянский первопечатник и просветитель, писатель и философ-гуманист, общественный деятель и учёный-лекарь Георгий (Юрга – русинское произношение христианского имени Георгий) Франциск Скорина родился в конце 80-х или в самом начале 90-х годов XV века в древнейшем городе Белой Руси - стольном граде Полоцке Великого княжества Литовского, в доме купца Луки Скорины и его супруги Маргариты.

Первоначальное образование, скорее всего, получил в Полоцке, в доме отца, который, на тот момент, входил в прослойку самых уважаемых и обеспеченных горожан. Существует мнение, что Скорина изучал латинский язык в школе монахов-бернардинцев, которая работала при монастыре в Полоцке. Однако оно опровергается довольно основательными возражениями (1).

Предположительно, в 1504 году Скорина - студент Ягеллонского университета в Кракове. В 1506 году он заканчивает факультет вольных искусств со степенью бакалавра, позже получает звание лиценциата медицины и степень доктора вольных искусств.

После этого Скорина ещё пять лет учился в Кракове на факультете медицины, а степень доктора медицины защитил 9 ноября 1512 года от Р. Х., успешно сдав экзамены в Падуанском университете в Италии, где было достаточно специалистов, чтобы эту защиту подтвердить (2).

В 1517 году Георгий Франциск Скорина напечатал в Праге кириллическим шрифтом «Псалтырь» - первую печатную книгу на языке, основой которого являлся церковнославянский язык с большим количеством слов прижизненного ему русского языка, на котором (и его диалектах) говорили все восточнославянские племена, проживающие на территории России, Украины и Белоруссии, и до сих пор говорят русины Карпато-Днестровского региона (Молдавия и Румыния). Всего на протяжении 1517 -1519 годов он печатает 23 книги Библии.

Известно, что меценатами Скорины были Богдан Онков, Якуб Бабич, а также князь, воевода трокайский и великий гетман литовский Константин Острожский. Существует мнение, что ему оказывал покровительство внебрачный сын (бастард) короля Сигизмунда 1 Старого – литовский княжич Ян, который изучал право в Болонском университете, где, возможно, они и познакомились.

В 1520 году Скорина переезжает в Вильну – столицу Великого княжества Литовского, где открывает первую на территории княжества типографию. В ней он печатает «Малую подорожную книжку», а в 1525 году «Апостол».

В 1525 году умирает один из спонсоров виленской типографии Юрий Одверник, после чего издательская деятельность Скорины замирает. Он женится на вдове Одверника Маргарите, которая скончалась в 1529 году, оставив маленького ребёнка (3).

Спустя несколько лет один за другим умирают другие меценаты Скорины – виленский бурмистр Якуб Бабич, в доме которого была типография, затем Богдан Онков, а в 1530 году и воевода Константин Острожский.

В конце 1529 или в начале 1530 года последний магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский, провозгласивший светское Прусское государство, увлечённый реформаторскими переменами в церкви и школе, пригласил Скорину в Кёнигсберг (4).

В 1529 году умирает старший брат Георгия Скорины Иван, кредиторы которого выставили имущественные претензии самому Георгию. Скорина спешно отбывает в Вильну с рекомендательным письмом герцога Альбрехта, забрав с собой печатника и лекаря-иудея. Цель поступка до сих пор неизвестна, но «кража специалистов» стала причиной обиды герцога Альбрехта, который 26 мая 1530 года в письме к воеводе виленскому Альбрехту Гаштольду потребовал возвращения людей (5).

5 февраля 1532 года кредиторы покойного Ивана Скорины, обратившись с жалобой к королю польскому и великому князю литовскому Сигизмунду 1, добились ареста Георгия за долги брата под предлогом того, что он будто бы скрывал унаследованное от покойного имущество и постоянно переезжал с места на место, хотя на самом деле наследником был сын Ивана Роман. Несколько месяцев Георгий Скорина просидел в познанской тюрьме, пока его племянник не добился встречи с королём, которому была объяснена суть дела. 24 мая 1532 года Сигизмунд 1 издаёт «Привилей» об освобождении Скорины из тюрьмы. 17 июня познанский суд окончательно решил дело в его пользу. А 21 и 25 ноября Сигизмунд, разобравшись с помощью епископа Яна в деле, издаёт два «Привилея», по которым Скорина не только признаётся невиновным и получает свободу, но и всевозможные льготы – защиту от любых судебных преследований, кроме как по королевскому предписанию, защиту от арестов и полную неприкосновенность имущества, освобождение от повинностей и городских служб, а также «от юрисдикции и власти всех и каждого в отдельности – воевод, каштелянов, старост и прочих сановников, врядников и всяких судей» (6).

В 1532 году Георгий Ф. Скорина предпринял поездку в Великое княжество Московское, откуда его изгнали, якобы, как католика. Из польского документа от 1552 года короля польского и великого князя Литовского Сигизмунда II Августа к Альберту Кличке, своему послу в Риме при папе Юлии III, следует, что книги Скорины в Москве были сожжены за латинство (7).

Около 1535 года Георгий Ф. Скорина переехал в Прагу, где, скорее всего, работал лекарем или, маловероятно (есть такая версия), садовником при королевском дворе.

Большинство исследователей предполагают, что Скорина скончался около 1551 года, поскольку в 1552 году его сын Симеон Рус, лекарь, как и его отец, приезжал в Прагу за наследством (8). Сведения о месте захоронения якобы не сохранились.

С вышеперечисленными фактами из биографии Георгия Франциска Скорины, в той или иной мере, согласны многие исследователи.

Надо сказать, что, не смотря на некоторое количество работ, посвящённых жизни и деятельности выдающегося полочанина, многое в его биографии остаётся до сих пор невыясненным, условно принятым и удовлетворяет далеко не всех. Причина – временной промежуток длиной более пяти столетий, скудность дошедших письменных источников, а также – тенденциозность некоторых авторов, пишущих о Скорине в русле собственного мифотворческого порыва и сиюминутной политической конъюнктуры, последнее особенно актуально; говорить об этом не хочется, ибо, по мнению автора этой статьи, Георгий Франциск Скорина есть символ объединения тех народов, среди которых протекала его незаурядная жизнь, а не фигурой политических раздоров сегодняшнего дня и предметом национальной гордыни.

Серьёзную возможность прояснить «тёмные» места загадочной биографии восточнославянского первопечатника даёт наличие сохранившихся фрагментов русино-тиверского летописного свода Трояновой земли (9) великих толковинов – средневековых правителей севера Пруто-Днестровского междуречья, упоминающихся в «Повести временных лет» как «тиверьци, яже суть толковины» (10).

В этих летописях, сохранившихся среди русинов Молдавии и доставшихся автору по наследству, говорится, что Юрга Полоцкий родился 8 мая 1491 года (по новому стилю) в доме знатного полоцкого горожанина Луки Скорины, ведущего свою родословную от полоцкого князя Всеслава Брячиславича Полоцкого (1044 - 1101). Младенец был крещён в православной вере под именем Георгий - в честь Великомученика Георгия Победоносца, особо почитавшегося в роду Скорины, праздник которого отмечается по православным «Святцам» 6 мая. В тот же день, над Европой и Восточной Атлантикой, произошло полное солнечное затмение, скорее всего – частично, наблюдавшееся и в Полоцке (11).

Юный полочанин Георгий Лука Скорина принял второе имя Франциск, по предложению и настоянию своего крестника - Иосифа II Солтана (Митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси в 1507 – 1522 гг.), для облегчения учёбы и приобретения новых знаний в католических странах.

Во время своего ученичества, Георгий Франциск Скорина проживал и набирался практических навыков в различных сферах человеческой деятельности в нескольких европейских странах. С 1512 по 1516 год он становится учеником и доверенным лицом выдающегося флорентийского художника, скульптора, мыслителя, инженера, естествоиспытателя и т. д. - Леонардо да Винчи (1452 - 1419). Именно в его мастерской он в совершенстве осваивает современное печатное дело и искусство гравюры.

В 1519 году он приезжает из Праги во Францию по просьбе умирающего Леонардо да Винчи. Скорина прощается с великим наставником, присутствует при его уходе и погребении. В Прагу полоцкий русин увозит часть архива и некоторые средства, переданные ему перед смертью учителем.

В 1520 году Юрга Лука Франциск Скорина Полоцкий, как уже известный мастер-печатник, прибывает из Праги в Сучаву – столицу Молдавского княжества, по приглашению её коменданта (портаря) Луки Арборе – регента при Стефане IV, молодом молдавском господаре (12). По просьбе регента Скорина печатает книги Святого писания и житие апостола Андрея, а также жития некоторых православных святых.

В начале лета 1520 года Скорина из Сучавы переезжает в Великие Расконы (нынешние Рышканы на севере Республики Молдова) – столицу Трояновой земли, где по просьбе великого толковина Твердохлеба печатает «Деяния Апостола Андрея» (13). Печатный станок располагается в пристройках возле церкви Святого Андрея, которая не сохранилась до наших дней.

В 1542 году Юрга Скорина Полоцкий опять прибывает в Сучаву из Праги по приглашению Елены Сербиянки – супруги господаря Молдавии Петра Рареша (14). Елена Сербиянка просит Скорину напечатать книги, оправдывающие её предка Вука Бранковича, одного из вождей сербского войска в битве на Косовом поле (1389), и весь род Банковичей от незаслуженных обвинений и злобной клеветы. В тексте летописи говорится, что именно стойкость Вука Бранковича и его воинов привела, несмотря на огромные потери, сербское войско к полной победе (в отличие от бытующей нынче точки зрения на Косовскую битву – Ю. И.) и изгнанию турок за пределы Сербии… Сербский исследователь Зоран Милошевич говорит (15), что княгиня передала Скорине большие суммы на борьбу с унией и римским католичеством… Из Сучавы Скорина направляется в Великие Расконы по приглашению великого толковина Твердобоя.

В 1550 году Юрга Скорина Полоцкий окончательно перебирается на постоянное место жительства в Молдавию (16), в Великие Расконы… Скорина бежит ночью в спешке из Праги Чешской, бросив всё нажитое добро, из-за смертельной угрозы со стороны «проклятых латинян, псов папы римского и короля Чехии». В Праге он объявлен мёртвым, умершим от тяжёлой болезни, и, если кто-то назовётся его именем, то будет объявлен «великим злодеем, который обманывает добрых людей» и за «великий обман» будет брошен в яму… Великий толковин Твердобой по-родственному, с большой радостью принимает мастера, щедро наделяет его имуществом и землями, делает своим ближайшим советником, выдаёт замуж за него свою любимую внучку Марианну.

В 1551 году Скорина по просьбе великого толковина Твердобоя открывает лечебницу в районе нынешнего Косоуцкого монастыря возле нынешнего молдавского города Сороки на Днестре (17), где практикует сам как опытный лекарь. Лечебница пользуется большой популярностью у местного населения.

В 1552 году Юрга Скорина Полоцкий был приглашён в Старую Рашку – нынешний Вадул-Рашков на Днестре Шолданештского района Республики Молдова, Бронемирчей Властимировичем – местным властителем из рода великих сербских жупанов первой княжеской династии Властимировичей (18). Бронеминча Властимирович узнал, что Скорина ранее выполнял в Сучаве заказы Елены Сербиянки по печатанию книг, прославляющих род Бранковичей. Поэтому он просит мастера составить родословную Властимировичей и напечатать книги, славящие их деяния и подвиги, так как считал свой род более великим, древним и достойным, чем Бранковичей… Из текста следует, что Скорина установил печатный станок в пристройках церкви Архангела Михаила, являвшейся родовой усыпальницей Властимировичей, что было вызвано мерами безопасности в случае внезапного нападения крымских татар или других угроз.

Летом 1822 года эту церковь посещал Александр Сергеевич Пушкин в поисках родословной книги великих жупанов Сербии Властимировичей, составленной и напечатанной Георгием Франциском Скориной (19).

В 1553 или 1554 году Юргу Скорину Полоцкого приглашает в свою резиденцию, находившуюся в нынешнем селе Лэпушна Республики Молдова, господарь Молдавии Александр Лэпушняну… Господарь очень удивлён, ибо, находясь «в бегах у ляхов» ещё до восшествия на престол, он неоднократно слыхал, что Скорина умер в Праге от тяжёлой болезни, перед смертью обратившись в католичество и прокляв православную веру и «весь Род Русский». Скорина «очень расстроился от таких слухов», объявляет их злобными происками «проклятых латинян и смердящих псов папы римского». Он отрицает это всё и подтверждает «свою преданность вере православной и Русской земле». Александр Лэпушняну поверил ему - «в его душу русскую и православную», и предлагает мастеру напечатать для княжеского двора книги Библии, а также жизнеописание его предшественников – молдавских господарей, на «чистом и благозвучном языке нашем русском молдавском». Более того, узнав о градостроительных талантах, которые Скорина уже успел проявить в Трояновой земле, господарь просит его начать строительство дамбы для большого озера в районе нынешнего города Оргеева Республики Молдова. Из текста следует, что Скорина возводит первоначальные оборонительные сооружения будущего Оргеева и становится по указу господаря его первым градоначальником – портарем (20).

В 1555 или в 1556 году Юргу Скорину Полоцкого приглашает к себе на летнее стойбище, расположившееся в верховьях нынешней реки Когильник (Кундук) Республики Молдова, местный «печенежский царь» Кайсар Старый. «Царь» очень гордится, что он и весь его род исповедует православие, а родоначальник - хан Ковлуур был крещён основателем русского монашества Антонием Печерским (983 - 1073) и получил «царский венец» в Киеве из рук самого Всеслава Брячиславича Полоцкого (1044 – 1101), в бытность его киевским князем. Кайсар Старый просит Скорину составить и напечатать родословные книги его рода, а также применить свои навыки лекаря, ибо многие из его родственников и подданных тяжело больны, а скот на стойбище охватил массовый падёж. Скорина успешно исцеляет больных, а также останавливает падёж скота… Кайсар Старый щедро одаривает «великого лекаря и мастера» и отдаёт ему в наложницы свою любимую дочь Ирку. Скорина вынужден принять такой «подарок», чтобы не обидеть смертельно владыку, несмотря на то, что уже женат и строго соблюдает христианскую мораль. Печенежская принцесса принята в семье Скорины с подобающим её положению почётом и уважением, впоследствии она становится личным секретарём Скорины и не покидает его до самой смерти; возможно, что именно ей мы обязаны дошедшими до нас сведениями о молдавском периоде жизни мастера… Есть мнение, что в тексте идёт разговор о предках нынешних гагаузов, имеющих свою автономию на юге Республики Молдова (21).

Юрга Скорина Полоцкий неоднократно ездил по делам и с просветительскими целями в Великое княжество Московское, продолжая линию своего отца Луки Скорины, часто выполнявшего посредническую миссию между молдавскими господарями и великими князьями московскими, и ратовавшего за объединение православных княжеств в единое государство-содружество. Не исключено, что во время одной из поездок он познакомился с будущим московским первопечатником Иваном Фёдоровым. Есть сведения, что Скорина неоднократно выдавал Ивану Фёдорову некоторые суммы на развитие печатного дела в Московии (22).

В 1563 году, не смотря на почтенный возраст, Скорина предпринимает поездку в родной Полоцк, только что взятый войсками царя всея Руси Ивана Васильевича Грозного в ходе Ливонской войны 1558 – 1582 года. Скорина приветствует освобождение бывшей столицы Полоцкого русского княжества от власти Литвы и Польши, а православных святынь от католического засилья и осквернения. Царь принимает Скорину с уважением и почётом, отдавая дань, как и делам отца – Луки Скорины, так и трудам самого первопечатника по распространению и популяризации православия (23).

Летом 1572 года, по приглашению Юрги Скорины Полоцкого, в Великие Расконы из Львова прибывает московский первопечатник Иван Фёдоров, который почитает старого полочанина как величайшего человека своего времени и называет его своим учителем и наставником (24).

Совершив ещё много других благих деяний и важных дел в Молдавской земле и в других местах, окружённый любовью и широким почитанием, Юрга (Георгий) Лука Франциск Скорина Полоцкий уходит из этого мира, по причине неизлечимой болезни, в Великих Расконах 22 сентября 1572 года (25). Место его захоронения известно.

Славянский мир разделился по границам королевств, таможенных постов и веры, но не разделился русский язык. Не разделённым должен оставаться и просветитель Георгий Франциск Скорина, слава которого является общей для всех славян.

 

Литература и примечания:

  1. Диана Курило. Археологи нашли в Полоцке остатки школы, где учился Франциск Скорина. «Новости» БЕЛТА от 15 августа 2011. URL: https://news.tut.by/society/245896.htlm; А. И. Трофимов. Франциск Скорина, бернардины, латынь… Газета Беллитсоюза «Полоцкая ветвь» - «Вестник культуры» №3(34), С.5 и №4(35), С.5 за 2006 г.
  2. Актовая запись Падуанского университета о допущении Ф. Скорины к испытанию на степень доктора медицинских наук, 6 ноября 1512 года// Сборник документов о жизни и деятельности Ф. Скорины// По изд.: Франциск Скорина и его время. Энциклопедический справочник. – Мн. 1990. С. 584-603.
  3. Виктор Корбут. Франциск и Маргарита// Беларусь Сегодня. – Минск. 2014. - №233 (24614).
  4. Письмо герцога Альбрехта виленскому магистрату в защиту Скорины, 18 мая 1530 года// Сборник документов о жизни и деятельности Ф. Скорины// По изд.: Франциск Скорина и его время. Энциклопедический справочник. – Мн. 1990. С. 584-603.
  5. Там же, С. 584-603.
  6. Вторая привилегированная грамота короля Польши и великого князя Литовского Сигизмунда 1 в защиту Ф. Скорины// Сборник документов о жизни и деятельности Ф. Скорины// По изд.: Франциск Скорина и его время. Энциклопедический справочник. – Мн. 1990. С. 584-603.
  7. Фрагмент из инструкции короля Польши и великого князя Литовского Сигизмунда II Августа своему послу Альберту Кричке при папе Юлии III о сожжении в Москве книг «Библии», изданных на русском языке, 1552 г.// Сборник документов о жизни и деятельности Ф. Скорины// По изд.: Франциск Скорина и его время. Энциклопедический справочник. – Мн. 1990. С. 584-603.
  8. Доверительная грамота короля Фердинанда 1, выданная сыну Ф. Скорины Симеону, 29 января 1552 г.// Сборник документов о жизни и деятельности Ф. Скорины// По изд.: Франциск Скорина и его время. Энциклопедический справочник. – Мн. 1990. С 584-603.
  9. О Трояновой Земле см.: Иванов Ю. В. Древнерусский бог Троян и его чудесная история в толковинских текстах русинов Молдавии. Путивльський краезнавчий збiрник. Випуск 6. – Суми, 2010. С. 74-106.
  10. Повесть временных лет. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. – М., 1978. С. 40-41, С. 44-45.
  11. См.: List of solar eclipses in tne 15 th. URL: www.wikipedia.org/wiki/List_of_solar_eclipses_in_the_15th_century
  12. Основные публикации о жизни и деятельности Юрги (Георгия) Луки Франциска Скорины Полоцкого в Средневековой Молдавии см.: Чарота I. А. Не хавацца ад iсцiны: да скарыназнауства без заходнай зададзенасцi//Журн. Белорус. Гос. ун-та. Социология. 2017. №3. – Минск. С.75-83; Iван Чарота. Цi быу Скарына у Малдове? Газета «Звязда» от 21.01.2017. – Минск. URL: www.zviazda.by/news/20171121/1511257116-ivan-charona-aziayuchysy ; Iван Чарота. Азiраючись на Скарыну. Портал «Созвучие». Литература и публицистика стран Содружества. «Литературная Беларусь» от 22 ноября 2017. – Минск. URL: www.sozvuchie.by/literaturnaya-belarus.html?start=336 ; Ларыса Цiморык. «Homo Skarynus» у гуманiтарнай прасторы. Газета творчай iнтэлiгенцыi Беларуси «Лiтаратура i мастацтва», №36(4939) 8 верасня 2017 г. – Минск, С. 5; Ирина Овсеньян. Путём Франциска. «Скорина» на СТВ: телеканалы научились производить собственный художественный контент. Газета «Беларусь сегодня» от 16 ноября 2017. – Минск. URL: www.sb.by/articles/ ; Юрий Иванов. Косоуцкий монастырь – прошлое и настоящее: штрихи и краски к незавершённому портрету. «Литературная Молдова» от 13 октября 2017 на интернет-портале «Созвучие». URL: www.sozvuchie.by/literaturnaya-moldova.html?start=14 ; Ю. В. Иванов. Церковь архангела Михаила в селе Вадул-Рашков и её ранняя история в толковинских текстах русинов Молдавии. Научно-популярный журнал «Общее дело» №9 за 2017 год. – Кишинев. С. 155; Юрий Иванов. Космос на днестровском берегу. «Независимая газета» от 01.02. 2018 №20(7212). Приложение «НГ – EX LIBRIS». – Москва. С16; Юрий Иванов. Жизнь Юрги (Франтишека) Скорины – штрихи к портрету. Зиновьевский клуб, сайт «Lit АВРОРА» от 21.03.2018. – Москва. URL: www.litavrora.ru ; Юрий Иванов. Что заставило Юргу Франциска Луку Скорину Полоцкого навсегда покинуть Прагу – штрихи к портрету. Зиновьевский клуб, сайт «Lit АВРОРА» от 19.04.2018. – Москва. URL: www.litavrora.ru ; Николай Сергеев. Георгий Скорина – светоч Русского мира. Аналитика портала «Вместе с Россией» от 22.01.2018. – Минск.
  13. Там же.
  14. Там же.
  15. О выделении Еленой Сербиянкой больших сумм Франциску Скорине на борьбу с католичеством говорит сербский исследователь Зоран Милошевич. См.: Чарота Иван. Да ли је Скорина био у Молдавији? //Румунија и румунизација Срба / Приредио Зоран Милошевић. - Шабац: Центар Академске речи, 2018. С. 174-187. 
  16. См.: Юрий Иванов. Что заставило Юргу Франциска Луку Скорину Полоцкого навсегда покинуть Прагу – штрихи к портрету. Зиновьевский клуб, сайт «Lit АВРОРА» от 19.04.2018. – Москва. URL: www.litavrora.ru
  17. См.: Юрий Иванов. Косоуцкий монастырь – прошлое и настоящее: штрихи и краски к незавершённому портрету. «Литературная Молдова» от 13 октября 2017 на межгосударственном интернет-портале «Созвучие. Литература стран Содружества». URL: www.sozvuchie.by/literaturnaya-moldova.html?start=14
  18. См.: Юрий Иванов. Космос на днестровском берегу. «Независимая газета» от 01.02.2018 №20(7212). Приложение «НГ – EX LIBRIS». – Москва. С.16.
  19. См.: Ю. В. Иванов. Церковь архангела Михаила в селе Вадул-Рашков и её ранняя история в толковинских текстах русинов Молдавии. Научно-популярный журнал «Общее дело» №9 за 2017 год. – Кишинев. С. 155; Юрий Иванов. Встреча творческой общественности с семьёй Пушкиных в Кишинёве. URL: www.sozvuchie.by/news/2016-10-06-0
  20. См.: Юрий Иванов. Жизнь Юрги (Франтишека) Скорины – штрихи к портрету. Зиновьевский клуб, сайт «Lit АВРОРА» от 21.03.2018. – Москва. URL: www.litavrora.ru
  21. Там же.
  22. Там же.
  23. Там же.
  24. Там же.
  25. См.: Учёный: могила Франциска Скорины может находиться в Молдове. Интервью от 23 июня 2017 года радио Sputnik Беларусь доктора филологических наук, профессора, академика Сербской академии наук и искусств, заведующего кафедрой славянских наук и литератур БГУ Ивана Чароты. URL: www.bel.sputnik.by

Юрий Иванов,

председатель Молдавско-Белорусской литературной секции,

учёный секретарь международного творческого объединения им. Георгия Ф. Скорины

Иллюстрация: belarus.by

 

 

 

Прочитано 894 раз