Суббота, 19 09 2020
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Николай Раевский: Довольно истории, дать биографию!

  • Воскресенье, 19 января 2020 20:03

Этот год ознаменован 125-летием со дня рождения Николая Алексеевича Раевского известного в мире писателя, пушкиноведа, ученого, исследователя,  переводчика, члена  Союза писателей СССР, Заслуженного работника культуры Казахской ССР.  Своими книгами «Если заговорят портреты», «Портреты заговорили», «Друг Пушкина Павел Воинович Нащокин» и др., созданными и изданными именно в Алма-Ате он сделал Алма-Ату на карте пушкиноведения еще одним местом новых открытий о жизни и окружении А.С. Пушкина и навсегда соединил Пушкинский Дом в Ленинграде (Санкт-Петербурге) с Алма-Атой (Алматы). Находки Н. Раевского в Словении в замке Бродзяны,  дневниковые записи Долли  (внучки Кутузова, графини Дарьи Фикельмон) и письма к ней А.Пушкина раскрыли научному миру и огромной читательской аудитории новые подробности о жизни и смерти Поэта.

Этому знаменательному событию культуры было посвящено первое в новом году заседание Открытого исторического общества Казахстанского Митрополичьего округа.

В работе заседания под председательством  управляющего делами Православной Церкви Казахстана епископа Каскеленского Геннадия приняли участие: секретарь комиссии Митрополичьего округа по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов), настоятель храма во имя праведного Иоанна Кронштадтского поселка Жетыген Алма-Атинской области протоиерей Вадим Алексеев; главный научный сотрудник института философии, политологии и религиоведения комитета науки министерства образования и науки Республики Казахстан, профессор, доктор философских наук А.Г. Косиченко; заслуженный деятель культуры, доцент кафедры «Киноискусство» академии кино и телевидения университета «Туран» В.Д. Коренчук; член Союза писателей Казахстана, Союза журналистов РК поэт, прозаик, журналист  Р.А. Артемьева; представитель ассоциации религиозных объединений Казахстана по городу Алматы и Алматинской области В.Г. Овсянников; кандидат филологических наук, преподаватель Алма-Атинской духовной семинарии С.В. Попова; атаман «Союза казаков Семиречья» В.С. Шихотов; краеведы А.Г. Воронов и С.И. Степанова; журналисты К.Д. Маскаев, Ю.И. Каштелюк, редактор информационного портала «365info.kz» Е.А. Морозова, писатель-журналист В.В. Шупейкин, экскурсоводы, представители общественности.

Приветственным словом собрание открыл епископ Каскеленский Геннадий.

Писатель Римма Артемьева в докладе, посвященном 125-летию  Н.А. Раевского,  поделилась своими публикациями, новинками в исследованиях биографии и творчества юбиляра.


— Невозможно понять феномен Николая Раевского, в семьдесят лет, издавшего свою первую книгу, которая сделала его знаменитым и, ставшую, началом его стремительной (как может показаться) карьеры писателя, не всматриваясь пристально в сюжет его интересной, но подчас, драматичной судьбы, — сказала она.

— В одном из дневников в сентябре 1939 года Николай Раевский записал: «Не повезло нашему поколению — все время история, а для биографии нет места. Предлагаю новый лозунг: довольно истории, дать биографию!..»  И он явил миру свою Биографию — необычной, подчас, трагичной судьбы, в которой было множество знаменательных встреч, событий, увлечений, но которая была освещена удивительной страстью – любовью к Пушкину!

Его первая книга «Если заговорят портреты», отметила свое 55-летие. Ставшая бестселлером, переиздаваемая в Казахстане шесть раз, общим тиражом около 2 миллионов экземпляров его вторая уникальная книга «Портреты заговорили» и сегодня, отмечая свое 45-летие, остается востребованным раритетом.

 Ее триумфальное появление запечатлел поэтической строкой  в посвящении Николаю Раевскому литературовед, поэтолог с мировой известностью, поэт и переводчик Александр Лазаревич Жовтис:  

                            Давным-давно, во время оно,

                            Во дни карет и канапе,

                            На свете жили Фикельмоны,

                            Графиня Долли и т.п.

                            И в этот мир, далекий, странный,

                            Где «жил и чувствовал» Поэт,

                            Вы нас вели через Бродяны,

                            Через преданья давних лет.

                            К неповторимому портрету

                            Добавили Вы новый штрих…

                            Спасибо наше Вам за это!

                            Открытий новых! Новых книг!

Стотысячным тиражом издательством «Жазушы» были опубликованы и лирические повести Н.А. Раевского «Джафар и Джан» и «Последняя любовь поэта». В оригинале и в переводе на казахский, чешский, английский языки они тоже несколько раз переиздавались в Казахстане и за рубежом.

Интерес к жизни и творчеству Николая Раевского в Казахстане не угасает до сих пор. Два удивительных фильма известных казахстанских режиссеров-документалистов Владимира Татенко «Портрет с кометой и Пушкиным» и Александра Головинского «Письма живого человека» сохранили для нас уникальные кадры, на которых 94-летний писатель рассказывает о себе и о времени. Писателю посвящен известный очерк Людмилы Варшавской «Николай Раевский: Пушкин и ничего, кроме Пушкина», мои очерки «Заговорившие портреты», «Н. Раевский: Портреты заговорили «, эссе «Раевский — Пушкин — Алма-Ата», «Три имени судьбой соединив», публикация Владимира Татенко и Александра Соколова алма-атинских воспоминаний Николая Раевского — «Возвращение» — в журнале «Простор».

В этих воспоминаниях Николай Алексеевич пишет о своем близком знакомом - священнике Пражского прихода архимандрите отце Исаакии – и сегодня почитаемом в православном мире: «Судьба этого человека необычна даже для нашего необыкновенного времени. Перед началом Первой мировой войны он был в Москве студентом Духовной академии и готовился принять монашеский сан. Однако с объявлением войны поступил в военное училище. Первую мировую войну и всю гражданскую, был начальником пулеметной команды одного из Дроздовских полков. После краха белого движения он уехал в Париж, прошел там курс Русской духовной академии, принял монашество и вернулся к нам, в Прагу, уже в качестве иеромонаха, вскоре получившего сан архимандрита.

Заключение он отбывал в Караганде, после окончания пятилетнего срока некоторое время священствовал в Алма-Ате, затем получил приход в одном из городов центральной России... В этом небольшом городе популярность отца Исаакия была велика, верующие считали, что он прозорливец».  

Мне удалось найти фотографию, где отец Исаакий вместе с Николаем Алексеевичем в Праге на свадьбе у Ольги Крейчи – молодой поэтессы, в которую Раевский был влюблен, но лишь вскользь упоминал о ней в своих воспоминаниях.

  

О благородстве влюбленного в юную даму мужчины и неизвестных нюансах найденных в Праге дневников поведал мне в личной переписке профессор Пражского университета, доктор филологии Владимир Иванович Крестовский: «Раевского я знал лично, т.к. учился в русской гимназии в Праге, куда он часто заходил на студенческие вечеринки. Но была еще и другая причина. Он был сильно влюблен в гимназистку Олю Крейчи, с которой занимался французским языком. Она и была причиной, почему он в 1945 году не уехал из Праги, где был уже на третий день арестован НКВД. Люди, у которых хранились рукописи Николая Алексеевича, уезжали навсегда во Францию и сказали мне о пакетах. Я их, конечно, взял, принес домой, открыл. Это был целый клад — 12 толстых тетрадей дневников, 30 фотографий разных времен, рассказы, письма. Дневники он вел с 1920 г…. Оригинал я дал Пушкинскому фонду в Праге».

Как ученый-биолог и великолепный переводчик-полиглот, Н.А. Раевский внес весомый вклад и в сохранение и популяризацию достижений казахстанской хирургии. По приглашению директора «Клинической и экспериментальной хирургии», академика А. Н. Сызганова, он, работая в институте, где создал обширную библиографию работ по щитовидной железе на восьми иностранных языках, подготовил и составил сборник «Очерки по истории хирургии Казахстана». Осуществляя идею А.Н Сызганова,  Н.А. Раевский создал фундамент Музея истории хирургии Казахстана.

  

Когда у Николая Алексеевича спрашивали, как ему удается совмещать все проявления его многогранной натуры, он неизменно отвечал: «Необходимо три умения. Умение ясно и четко конкретизировать свою цель, умение чувствовать себя ответственным, за исполнение поставленной задачи и умение распорядиться  своим временем». 

Участникам заседания был продемонстрирован фрагмент документального фильма киностудии «Казахфильм» режиссера В. Татенко «Портрет с кометой и Пушкиным». Доклад сопровождался показом фотографий из архива Н.А. Раевского.

Мира Темирова

 

Прочитано 1251 раз