Воскресенье, 09 08 2020
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Маргарита Латышкевич. Величие Терпеливости: сборник рассказов «Пялёсткі» Владимира Дубовки

«Першае месца ў беларускай паэзіі пасьлякастрычніцкага пэрыяду заняў Дубоўка», – так писал в свое время Максим Горецкий. Владимир Жилка говорил о коллеге: «Ён умее, як з мармуру, высячы свой непаўторны вобраз». Если вдуматься, довольно редкий случай, чтобы автор был признан своими современниками, причем единогласно.

Но Дубовка – действительно «редкий случай» в белорусской литературе. Почему это так и ради чего стоит познакомиться с его сборником рассказов-мемуаров «Пялёсткі» – давайте разберемся.

«У вяршыні маленькіх і ніцых дрэў маланка ніколі не б’е», – говорит в своем стихотворении «На Беларусі Бог жыве» Короткевич, тезка Дубовки. А вот в дубы, деревья, казалось бы, самые сильные, небесный огонь попадает часто. У Владимира Дубовки «молний» в жизни хватало: его трижды арестовывали (в 1930-м, 1937-м и 1949-м годах), он отбывал наказание (в течение многих лет) далеко от Белоруссии и пережил смерть сына-подростка. Во время заключения литературой не занимался, как будто все внутри выгорело. Как будто погасло.

Но после реабилитации в 1957 году, пережив все, Дубовка вернулся – и на Родину, и к творчеству. Путешествовал, получил литературную премию. И умер в Москве 74-летним. Умер членом Союза писателей БССР.

Его жизнь была долгой и трудной, и всего в ней хватало – и пурпурных взвивов парусов, и форпостов будущего и кругов… ада. Через все он прошел, закалился, обожженный огнем.

И решил поделиться воспоминаниями, потому что есть чем, как-никак.

«Пялёсткі» – это сборник очерков-воспоминаний, по сути, модный на сегодняшний день нон-фикшн. Дубовка вспоминает эпизоды жизни, маленькие, как опавшие лепестки, и делится ими с предельной искренностью. Название книги обыгрывается и объясняется в одноименном очерке, которое открывает сборник. Здесь автор вспоминает, как однажды шел с девушкой по улице, а в витрине антикварной лавки заметил картину. Там был нарисован «асенні сад, а на пярэднім плане - клумба кветак, злева – частка тэрасы дома. Кветкі на клумбе адцвіталі, абсыпалі на дол пялёсткі. Перад клумбаю стаяла двое людзей у гадах – Ён і Яна. Яны, так адчувалася, маўчалі, але гэтае маўчанне было такое красамоўнае!». И самого автора, и его возлюбленную поразила эта пара в осеннем саду. А через многие годы на прогулке в московском парке автор с женой «спыніліся ля адной клумбы, на якой былі ўсялякія кветкі, але ўсе на адцвітанні. Пялёсткі ад іх ляжалі на клумбе, на сцяжынцы». Сходство удивило их, и взволнованная жена автора заметила:

– Думалася, што ніколі мы не дачакаем гэтага часу, аж вось!.. Дачакаліся... Стаім і разглядваем пялёсткі свайго жыцця...

«Пялёсткі жыцця», лепестки жизни, которая отцветает, опадает. Лепестки на клумбе в осеннем саду, полном красноречивого молчания.

Дубовка, наверное, не был бы поэтом, не был бы собой, если бы не позаимствовал этот яркий образ у любимой Марии Петровны и не оживил его в литературном тексте.

Истории нанизаны, словно бусины, начиная из самых ранних воспоминаний, даже не собственных, а скорее из семейных легенд («Як мяне маленькага тапіць меліся», «Прышываны нос»). И далее к годам молодости, к годам зрелости. Автор не упоминает некоторые факты своей биографии – скажем, годы ссылки в тексте отражены кратким «я тады жыў у горадзе Яранску». А далее следует нужный с точки зрения художника и поэта эпизод.

Может быть, в этом секрет Дубовки: не забывать о прошлом, даже страшном, но и не зацикливаться на нем, смотреть в будущее. Жить по-человечески, не перекладывая крест на чужие плечи, не жалуясь. Почти божественная выносливость, почти святая терпеливость.

К слову, о терпеливости, касающейся творческой жизни, Дубовка пишет в очерке «Гартаванне цярплівасці», называя самого себя (наверное, не без затаенной иронии) «наогул чалавекам цярплівым». И тут же объясняет: «Цярплівасць – гэта не адназначна з пакорнасцю або пакорлівасцю. Цярплівасць – гэта маці вынаходлівасці, маці творчасці. Няпраўда, што выдатныя творы зяўляюцца ў адзін міг. Яны выказацца могуць у адзін міг, але яны раслі, спелі ў сэрцы мастака, можа, не год, а дзесяцігоддзі». Зная биографию писателя, разве можем не согласиться?

Лепестки цветов (очерк «Зімовыя браткі») когда-то не выдержали таежных холодов, но их синеглазые братья встретили-таки Дубовку в Беларуси, пусть и спустя долгие годы.

Ему удалось вернуться и на Родину, и к самому себе. Ведь слова зрели внутри него, даже когда он был в ссылке, был заключенным или всего лишь скромным бухгалтером или плотником на Дальнем Востоке. Он видел и тайгу, и горячий Биробиджан, и всюду спасали его божественное терпение, искренность и честный труд.

Именно поэтому сборник «Пялёсткі» является одновременно творческим и жизненным манифестом Владимира Дубовки. Его завет, мудрое слово того, кто видел мир и жил, оставаясь Человеком и Творцом.

«Калі ўзяць хоць невялічкую частачку іх, паказаць свайму добраму сябру: зірні, што станецца з пялёсткамі нашага жыцця, калі кветкі сілкуюцца толькі ад шчырасці, ад чыстага сумлення. Яны і пасля адцвітання красуюць і зіхацяць, як жывыя...»

Вот #такое_чытво.

Отыскать книгу поможет электронный каталог Национальной библиотеки Беларуси.

 Давайте читать вместе!

Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.

 

Маргарита Латышкевич

Источник: Национальная библиотека Беларуси

Прочитано 299 раз