Среда, 18 05 2022
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

«Чувств и мыслей притяженье…». Стихотворения – с брестским адресом

  • Понедельник, 07 июня 2021 15:16

Николая Александрова (родился в селе Мегра Белозерского района Вологодской области, понятно – что в России) давно знают и любят читатели в Бресте. Мне хотелось бы добавить: по всей Беларуси. Но издается он не так много, как хотелось бы, пожалуй, единожды прочитавшим его поэтические строки, да и к поэзии сегодня иное отношение… Нет прежнего широкого внимания. Настолько нет, что в разговоре о хорошем и рассуждать об отсутствии этого внимания совсем и не хочется.

Поэт, журналист, историк давно живет и трудится в Бресте. Когда-то, в 1978-м, окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Работал поначалу литсотрудником в отделе поэзии журнала «Наш современник». Затем переехал в Брест, работал в газете «Заря» – заведующим отделом культуры. В 1990 году создал и возглавил газету «Брестский курьер». И выпускал ее до 2017 года. Для частного периодического издания отрезок времени, согласитесь, приличный. Сегодня писатель занимается редактированием сайта «Брестский курьер». Автор поэтических книг «Кварта» (2002) и «Долгий путь в Китеж» (2009). И вот – новая встреча с поэтом Николаем Александровым и его книгой «Вечерняя пристань», вышедшей в Бресте в 2021 году (издательство «Альтернатива»; тираж – 300 экземпляров).

Читаем в издательской аннотации: «В новую книгу литератора, журналиста и историка Николая Александрова «Вечерняя пристань» вошли стихи за почти полвека творческого пути. Их география обширна – от Бреста до Владивостока. Отдельные разделы книги посвящены его малой родине – Вологодчине, Дальнему Востоку, Москве, зарубежным впечатлениям. Читатели найдут здесь литературные реминисценции и музыкальные мотивы…»

Я люблю этот город осенний.

Он играет листвою, даря

перелетную боль потрясений

в мимолетном дыму октября.

 

Будто ноты соборного «Ныне

отпущаеши…» – птичья строка,

растворяясь в разбавленной сини,

устремляется под облака.

 

И, читая небесные своды,

ощущаешь душой между тем,

что дарованный посох свободы

ты уже не заменишь ничем.

 

Только жаль этот день, уходящий

С неизлитой печалью в глазах.

К симеоновским высям летящий

Голос в храме поет «И воззвах…»

(«Осення мелодия»).

Первый раздел книги так и называется – «Притяженье Бреста». Поэт влюблен в город, ставший ему глубоко родным, близким, и эта любовь возвышает его как писателя и человека, как простого горожанина, формирует его вдохновенье. «Я люблю этот город до спазма в горле…» Прочитываю весь первый раздел книги, «брестский раздел», – и понимаю, что «поэтическая география» остается лишь символом, ярким художественным решением, а пишет Николай Александров о вечных, идущих из глубин души категориях. Пишет о красоте, любви, доброте, человечности… Стихотворения иногда напоминают птиц, летящих тебе навстречу, иногда превращаются в листья, падающие с деревьев… И ты даже не думаешь об их содержании, ты поддаешься философско-праздничному настроению в осмыслении жизни. Думаешь и мечтаешь, фантазируешь и оглядываешься на свой пройденный путь, прочитав те или другие строки брестского поэта.

Ветром взвихренные листья

пролетают, словно лица,

и кленовый Моген-Довид

прилипает на асфальт.

Золотая небылица

довоенных лет все длится,

дальним эхом время двоит.

Кто вы, листья? Как вас звать?

(«Рапсодия старых улиц»).

Настоящим открытием в «брестской части» книги представляются поэтические произведения, в которых автор «реконструирует» исторические события, рельефно показывает конкретных исторических личностей («Вечер в городском саду. 1913», «Тришинское кладбище»).

Встретимся в Брест-Литовске

В саду городском, где клены

Роняют стрекозьи крылья

На клумбы петуний и роз.

Там бегает мальчик в матроске,

И метранпаж влюбленный

Арию Эскамильо

Насвистывает под нас.

(«Вечер в городском саду. 1913»).

Бресту, Брестчине всегда везло на поэтов. Брестский университет, брестская областная газета «Заря», Брестское областное телевидение, Пинск, Жабинка, Ганцевичи, Береза, весь край – родина и дом поэтов. Евгения Янищиц, Алесь Каско, Нина Матяш, Михась  Рудковский, Анатоль Шушко, Микола Купреев, Геннадий Праневич… И я назвал только ушедших. Назвал далеко не всех. И Бресту везло на встречи с русскими поэтами. Полесскими  стежками прошли Александр Грибоедов, Константин Рылеев, Пётр Вяземский,  Николай Гумилёв, Александр Блок, Михаил Светлов, Евгений Долматовский, Михаил Луконин… Это Луконинку принадлежат строки: «Я на окраине страны – / и нет войны./ Я Брест перехожу один/ крест-накрест./ Кленовые там облетают листья,/ стоят треножники геодезистов,/ и горизонт уже закатист…» Стежки Бреста, Брестчины всей своей исторической силой сопряжены с творческими исканиями, творческими дорогами Николая Александрова. Поэтому его стихотворениям о городе над Бугом доверяешь. Поэтому его, автора книги «Вечерняя пристань», брестские стихотворения – «Чувств и мыслей притяженье…»

 

Кирилл Ладутько

#літаратурнаяберасцейшчына

Прочитано 8539 раз